Как написать текст без вычурных фраз, чтобы он впечатлил заказчика
Парадокс в том, что хороший текст должен быть не заумным — а простым для понимания, потому что в ином случае его либо не будут читать, либо не поймут. Это значит: ни откликов, ни комментариев, ни тем более продаж можно не ждать.
Разберём на примерах, как написать текст без вычурных фраз и витиеватых оборотов, чтобы он понравился заказчику.
Убираем сложные фразы
Если можно написать проще — не нужно выдумывать велосипед.
Сравните:
Обязательно присутствие всех отделов на рабочих местах 13 декабря, поскольку планируется сбор денежных средств на корпоративное мероприятие в честь Нового года. | 13 декабря будет сбор денег на новогодний корпоратив — всем отделам быть на местах. |
Многие кадровики, менеджеры и специалисты call-центров любят такой «солидный» слог, но он не помогает донести смысл, а только запутывает человека.
Иногда без использования сложных и специфических терминов не обойтись. Задача копирайтера — делать это уместно.
Вот один из примеров, когда автор вставляет сложный термин с единственной целью — чтобы поумничать.
Если ваше портативное компьютерное устройство перестало функционировать, сделайте hard-reset, а если не помогло, отнесите в сервисный центр на профилактику. |
По факту автор всего лишь хотел сказать: «Если ваш ноутбук перестал работать, попробуйте перезагрузить, а если не помогло, сдайте в ремонт».
А в следующем примере термины вполне уместны, поскольку они использованы в обучающей книге для психологов.
Будучи конгруэнтным, или аутентичным, терапевт должен соотноситься только с собой, соблюдать свои собственные границы. |
Совет: не беритесь за статью, в теме которой вы ничего не понимаете, а ваша аудитория при этом состоит из экспертов. Написать текст без ошибок будет невозможно, даже если вы проведёте 1000 интервью и прочитаете все полезные статьи из Википедии и других ресурсов. Нельзя стать профессиональным строителем или юристом за несколько часов. Не разбираетесь в теме — пишите для людей, которые тоже в ней не разбираются, не углубляясь слишком сильно.
Убираем громоздкие конструкции
Читать текст должно быть легко.
Для этого есть множество приёмов.
Разделять длинные предложения на короткие. |
Текст будет легче восприниматься. |
Следить, чтобы слова, расположенные рядом, звучали гармонично. |
|
Убирать повторы. |
|
Чередовать простые и сложные предложения. |
Так вы поможете читателю лучше концентрироваться и не уставать от чтения. |
Делать акцент на подлежащем и сказуемом. |
Это позволит быстрее понять общую мысль высказывания. |
Пишите чаще, следите за своим слогом — и со временем получится писать простыми фразами, не уходя в поток сознания.
Убираем слова, которые не несут смысла
Стоп-слова, штампы, канцеляризмы и лишние фразы.
Что значит лишние? Это фразы, которые не несут смысла, потому что не раскрывают основную тему статьи — их еще называют «вода».
Есть вода | Нет воды |
Компания ООО «Двери-от-Емели» успешно осуществляет свою деятельность более 10 лет. | Компания «Двери-от-Емели» работает с 2005 года. |
Научиться писать без стоп-слов, штампов и канцеляризмов непросто — даже опытные копирайтеры и редакторы иногда ими злоупотребляют. Именно поэтому нужно публиковать материал только после нескольких самопроверок.
На этом этапе редактуры очень помогает сервис Главред — он автоматически находит стоп-слова и объясняет, почему их нужно убрать.
Совершенство достигнуто не тогда, когда нечего убавить, а тогда, когда нечего убрать (Антуан де Сент-Экзюпери).
Проверяем себя
Когда текст готов, не спешите отправлять его заказчику или публиковать.
Проверьте себя одним из следующих способов:
- Прочитайте текст вслух — если язык спотыкается на отдельных фразах, замените их.
- Прочитайте текст наоборот, с самого конца — так вы увидите орфографические ошибки.
- Вернитесь к тексту через 1-3 часа, чтобы пройтись по нему свежим взглядом.
- Отправьте текст себе на почту — так вы сможете более объективно его оценить.
Обычно требуется около 4-5 самостоятельных правок первоначального текста, чтобы его можно было считать полностью готовым.